Новости
Публичный отчет
о работе МОУ
«Средняя общеобразовательная школа №15»
города Омска
по реализации программы развития
«Школа самоопределения»
в 2009 -2010 учебном году
В 2008 году коллектив МОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» защитил программу развития учреждения «Школа самоопределения». Под «Школой самоопределения» мы подразумеваем такую модель образовательного учреждения, которая будет ориентирована на адаптацию школьной системы к возможностям и особенностям учащихся, и будет отличаться от традиционной школы, стремившейся приспособить ребёнка к своим требованиям. При создании программы развития «Школы самоопределения» коллектив авторов руководствовался некоторыми принципами адаптивной школы.
Основное направление образования в школе - адаптация учащихся к жизни в современном обществе на основе общего основного и полного образования в рамках государственных стандартов, обеспечивающих, прежде всего, становление личности ребенка в учебной и вне учебной деятельности. Главный акцент в своей деятельности школа, исходя из неоднородности контингента ее учащихся, делает на учете индивидуальных особенностей каждого ребенка. Иными словами, образовательный процесс и технологии обучения подбираются таким образом, чтобы каждый ученик (по своим возможностям) был вовлечен в активную учебную деятельность в зоне его ближайшего развития, чтобы каждый ученик чувствовал себя в школе комфортно.
В качестве миссии «Школы самоопределения» мы определили создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик вне зависимости от своих психофизиологических особенностей, учебных возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения. Для этого приоритетным в деятельности школы и каждого учителя должен стать ресурсный подход. При таком подходе знания и способы деятельности, усваиваемые ребенком, становятся средством развития личности и, следовательно, могут варьироваться в образовательном процессе.
Главная цель образовательной программы МОУ «СОШ №15» - создание оптимальных условий для доступности качественного образования, развития личности учащихся в соответствии с их образовательными потребностями и возможностями, их успешной социализации.
В 2009 - 2010 учебном году коллектив школы продолжил работу по реализации основных положений программы. Цель этого этапа: введение программно-методического и дидактического комплекса в систему работы школы. Отработка системы управления развивающейся школы.
Задачи:
1.1. Внедрение перспективного плана и скорректированных учебных программ.
1.2. Работа социально-психологической службы по мониторингу изучения качества образования, индивидуального развития каждого школьника.
1.3. Внедрение скорректированной системы управления.
1.4. Работа творческих групп по освоению и внедрению новых адаптивных технологий.
1.5. Реализация скорректированной системы воспитания.
Предполагаемый результат:
1. Реализация нового учебного плана и учебных программ.
2. Реализация апробированных адаптивных технологий.
3. Создание системы мониторинга образовательного процесса.
4. Отработанная система управления.
5. Выстроенная система воспитательной работы, основанная на мотивационно-потребностных диагностиках каждого ребёнка.
В 2009-2010 учебном году была продолжена работа по переводу учебного процесса на базисный учебный план 2004 года. В соответствии с программой, в классах введены индивидуально-групповые занятия для устранения пробелов в знаниях обучающихся и работы с детьми, имеющими повышенную мотивацию к учению. Поскольку в школе в параллели только по одному классу, профилизация осуществляется за счет достаточного количества элективных курсов. Все элективные курсы (согласно опросу родителей и обучающихся) удовлетворяют запросы обучающихся. Предложены следующие элективные курсы:
1. «Практическая стилистика».
2. «Замечательные неравенства, их обоснование и применение».
3. «Россия в мировых войнах».
4. «Генетика человека».
Таким образом, мы попытались представить математическое, гуманитарное и естественнонаучное направления.
Большое внимание уделяется внедрению в учебный процесс элементов новых технологий: модульной, развития критического мышления, проектной и др. Так как в школе только один компьютерный класс, был дополнительно оборудован кабинет интерактивной доской, компьютером и проектором. Сегодня все учителя могут на своих уроках широко применять ИКТ-технологии. Кроме того в наличии имеется один кабинет начальных классов, оборудованный компьютером, видеодвойкой.
Педагогический коллектив активно занимается воспитательной работой обучающихся школы. В 2009 - 2010 учебном году определены следующие направления воспитательной работы:
организация интересной, содержательной, полезной внеурочной деятельности;
обеспечение нравственного, духовного, интеллектуального, эстетического, этического, культурного развития, а также саморазвития личности ребенка;
организация работы по патриотическому, гражданскому воспитанию;
развитие творческих способностей и творческой инициативы детей и взрослых;
развитие ученического самоуправления;
развитие коллективно-творческой деятельности;
организация работы по предупреждению и профилактике асоциального поведения учащихся;
организация работы с одаренными детьми;
приобщение учащихся к здоровому образу жизни.
Воспитательная программа реализуется по следующим видам деятельности:
-учебно-познавательная деятельность: НОУ, предметные декады, олимпиады, интеллектуальные игры, конкурсы, викторины, праздники и др.;
-нравственно-правовая деятельность: традиции школы, игры, конкурсы, участие в акциях, классные часы и пятнадцатиминутки, рейды;
-спортивно-оздоровительная деятельность: спортивные турниры и игры, участие в окружных и городских соревнованиях, занятость в спортивных кружках и секциях, встречи со специалистами по пропаганде ЗОЖ и профилактике вредных привычек, Дни Здоровья;
-творческая деятельность: школьные кружки художественно-эстетического и музыкального цикла, работа отрядов ЮИД и ДЮП, участие в выставках, КТД, традиционные общешкольные и классные праздники;
-трудовая деятельность: дежурство по школе, работа на пришкольном участке, участие в озеленении школы;
-социально-значимая деятельность: участие в классном и школьном самоуправлении, в благотворительных акциях, посещение учреждений культуры и искусства, экскурсии, беседы с представителями средних специальных и высших учебных заведений, встречи с интересными людьми.
Цель работы социально-психологической службы: создание условий для наиболее эффективной самореализации и самоопределения участников образовательного процесса. В рамках программы, решались следующие задачи:
1. Оказание комплексной психолого-педагогической и социальной помощи участникам образовательного процесса.
2. Повышение психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса.
3. Формирование осознания ЗОЖ как основной нравственной нормы.
4. Участие в проектировании развивающей образовательной среды.
Администрация школы в течение года проводила мониторинг эффективности программы развития. Разделы мониторинга представлены в таблице: